Главная » Статьи » Мои статьи |
Пройдет время, и актуальным станет вопрос о дальнейшем развитии вашего
малыша. Он талантлив, несомненно, но куда направлен талант? Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой
деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врожденных
способностях ребенка или помочь в этом важнейшем деле может тест-анкета,
разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии
А. де Хааном и Г. Кафом. Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности,
если он: ·
интересуется самыми разнообразными механизмами и
машинами; ·
любит конструировать модели, приборы; ·
сам "докапывается" до причин
неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки
или сбои в работе механизмов; ·
может чинить испорченные приборы и механизмы,
использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок,
находит оригинальные решения; ·
любит и умеет рисовать; "видит" чертежи
и эскизы механизмов; ·
интересуется специальной, даже взрослой
технической литературой. Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он: ·
любит музыку и музыкальные записи, всегда
стремится туда, где можно послушать музыку; ·
очень быстро и легко отзывается на ритм и
мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; ·
поет или играет на музыкальном инструменте,
вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение; ·
сочиняет свои собственные мелодии; ·
научился или учится играть на каком-либо
музыкальном инструменте. У вашего ребенка способности к научной работе, раз он: ·
обладает явно выраженной способностью к
пониманию абстрактных понятий, к обобщениям; ·
умеет четко выразить словами чужую и собственную
мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а
для себя; ·
любит читать научно-популярные издания, взрослые
статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает
предпочтение этой, а не развлекательной литературе; ·
часто пытается найти собственное объяснение
причин и смысла самых разнообразных событий; ·
с удовольствием проводит время за созданием
собственных проектов, конструкций, схем, коллекций; ·
не унывает и не остывает к работе надолго, если
его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны. Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он: ·
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои
чувства мимикой, жестами и движениями; ·
стремится вызвать эмоциональные реакции у
других, когда с увлечением о чем-то рассказывает; ·
меняет тональность и выражение голоса,
непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; ·
с большим желанием выступает перед аудиторией,
причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые; ·
с удивляющей вас легкостью
"передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения; ·
пластичен и открыт всему новому; ·
любит и понимает значение красивой или
характерной одежды. У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он: ·
хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает
недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей; ·
обладает хорошей памятью; ·
легко и быстро схватывает новый школьный
материал; ·
задает очень много продуманных и оправданных
ситуацией вопросов; ·
любит читать книги, причем по своей собственной
программе, на несколько лет опережающей школьную; ·
обгоняет своих сверстников по учебе, причем не
обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно; ·
гораздо лучше и шире многих своих сверстников
информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о
мировой политике, экономике, науке и т. п.); ·
обладает чувством собственного достоинства и
здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив; ·
очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не
обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни. Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант: ·
он очень энергичен и все время хочет двигаться; ·
он смел до безрассудности и не боится синяков и
шишек; ·
он почти всегда берет верх в потасовках или
выигрывает в какой-нибудь спортивной игре; ·
не известно, когда он успел научиться ловко
управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; ·
лучше многих других сверстников физически развит
и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; ·
предпочитает книгам и другим спокойным
развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню; ·
кажется, что он никогда всерьез не устает; ·
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта
или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно
или втайне подражает. У вашего ребенка литературное дарование, если он: ·
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться
выбранного сюжета, не теряя основную мысль; ·
любит фантазировать или импровизировать на тему
действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное; ·
выбирает в своих устных или письменных рассказах
такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и
чувства героев сюжета; ·
изображает персонажи своих фантазий живыми и
интересными, очеловеченными; ·
любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не
боится начать писать роман о собственной жизни. И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут
проявиться в том, что он: ·
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к
рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение; ·
в своих рисунках и картинках отражает все
разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не
"зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося; ·
серьезно относится к произведениям искусства,
становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает
какое-либо произведение искусства или пейзаж; ·
в свободное время охотно лепит, рисует, чертит,
комбинирует материалы и краски; ·
стремится создать какое-либо произведение,
имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или
что-нибудь подобное; ·
не робеет высказать собственное мнение даже о
классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их,
приводя вполне разумные доводы. Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так,
например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано,
а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и
определенный жизненный опыт. Проявление технических или ремесленных
способностей требует наличия определенных условий, и не просто школьных
учителей, а настоящих мастеров, которые могли бы передать свой талант детям. Не будем торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет
себя как юное дарование. Это значит только одно: "бутоны" его
способностей еще не раскрылись. Не будем забывать, что одни цветы
расцветают ранней весной, а другие - лишь в конце лета. Если у Вас малыш не
вундеркинд и соответствует всем эталонам нормы, то даже в этом случае Вам надо
представлять, что это за таинственные дети. А если Ваш ребенок одарен и отличается от всех как "белая ворона",
чтоб пестовать его талант, необходимо Вам знать о большинстве особенностей
"нестандартного" ребенка и понимать его проблемы. 30 ответов для родителей, желающих помочь ребенку в развитии 1. Я
отвечаю на все вопросы ребенка с предельным терпением и честностью. 2. Серьезные
вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез. 3. Я
сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы. 4. Я
не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с
творческим занятием и работа еще не закончена. 5. Я
предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий. 6. Я
показываю ребенку, что люблю его просто за то, что он есть, а не за его
достижения. 7. Я
помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения. 8. Я
беру ребенка с собой в интересные поездки. 9. Я
помогаю ребенку улучшить результат его работы. 10. Я устанавливаю
поведенческий стандарт и слежу за тем, чтобы ребенок ему следовал. 11. Я никогда
не говорю ребенку, что он хуже других детей. 12. Я снабжаю
ребенка книгами и материалами для его любимых занятий. 13. Я приучаю
ребенка мыслить самостоятельно. 14. Я регулярно
читаю ребенку. 15. Я приучаю
ребенка к чтению с малых лет. 16. Я побуждаю
ребенка придумывать истории, фантазировать. 17. Я
внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка. 18. Я ежедневно
нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине. 19. Я позволяю
ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий. 20. Я хвалю
ребенка за выученные стихи, рассказы и песни. 21. Я учу
ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста. 22. Я
разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать. 23. Я побуждаю
ребенка находить проблемы и решать их. 24. В занятиях
ребенка я нахожу достойное похвалы. 25. Я честен в
оценке своих чувств к ребенку. 26. Не
существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком. 27. Я помогаю
ребенку выбирать заслуживающие внимания телепрограммы. 28. Я развиваю
в ребенке позитивное восприятие его способностей. 29. Я поощряю в
ребенке максимальную независимость от взрослых. 30. Я
предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он
выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном
результате. Итак, сколько ответов у вас получилось? Надеемся, что вы согласились далеко не со всеми высказываниями. Из этих фраз
не больше 20% можно взять на вооружение, а над остальными еще стоит подумать...
Почему? Да потому, что между стимулированием здорового развития и
"парниковым выращиванием", как говорится, "две большие
разницы". Если вы согласились со всеми утверждениями или с 90% из них - значит, вам
следует охладить свой воспитательский пыл и предоставить больше свободы и себе
и ребенку. Иначе вы рискуете вырастить "тепличное растение" или
растите "маленького старичка", не умеющего радоваться жизни. Не стоит превращать здоровую заботу о развитии ребенка в нездоровую
озабоченность. Вспомните садовника, выращивающего цветы под колпаком и
поливающего их теплой водичкой... Татьяна Козак, психолог Источник: http://www.detstvo.ru | |
Просмотров: 813 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |